VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовое регулирование договора поставки

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016496
Тема: Правовое регулирование договора поставки
Содержание
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ИНВЕСТИЦИЙ 

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА



Выпускная квалификационная работа

на тему: ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ДОГОВОРА  ПОСТАВКИ
направление подготовки бакалавриата 40.03.01  Юриспруденция
профиль «Гражданское право»




Выполнил студент 5 курса 
Ахметов В. Р.
Научный руководитель: 
Поленова  Е. С.




Допущена к защите «___» ___________________________  года 

Зав. кафедрой    __________________ 








Санкт-Петербург, 2018 г.

Содержание
Стр.

Введение	………………………………………………………………………...3
1. Общеисторические и теоретические аспекты правового регулирования договора поставки……	………………..………………………………..………...7
1.1 Происхождение договора поставки в российском гражданском праве………………………………..………………………………………………7
1.2  Общие вопросы правового регулирования договора поставки……………………………………………………………………..……14
2.Элементы договора поставки  и порядок его заключения…………………………………………………………………….....22
2.1 Стороны и предмет договора поставки………………	……..…………..22
2.2.Порядок и форма заключения договора поставки…………………………………………………………………………..39
2.3 Ответственность за неисполнение обязательств по договору поставки……………………………………………………………………….….67
3. Судебная практика в сфере правового регулирования договоров поставки по законодательству……………………………………………………………..69
3.1 Судебная практика по применению договору поставки….……………………………………………………………………….79
3.2 Общие и проблемные аспекты правового регулирования договора поставки……………………………………………………………………….….82
Заключение……………………………………………………………….............90
Список использованной также литературы	………………………………92

     
     
     
     Ведение
     Актуальность темы исследования. Посредством договора поставки в настоящее время осуществляется значительная часть товарооборота как  внутри Российской Федерации, так я и за ее пределами. В ГКРФ договор поставки отнесен к одному из видов купли продажи.
     Правовое регулирование поставки товаров обладает существенными особенностями, большинство из которых вызваны специфическими признаками, выделяющими поставку из общего ряда договоров купли-продажи.
     Договор поставки - это российское явление, продукт отечественной правовой и предпринимательской мысли. Разработан он был наряду с уже существовавшим договором купли-продажи и предназначался для решения таких задач, для которых модель купли-продажи была явно непригодной. Это были закупки ресурсов для государственных, прежде всего - военных, нужд. Поставки носили, как правило, крупномасштабный и долговременный характер, с регулярно повторяющимися операциями по передаче и оплате стоимости товара. Весьма наглядно эти признаки прослеживаются на ранних этапах существования договора поставки - в указах Петра I о казенных подрядах и поставках.
     Правовое регулирование поставки товаров обладает существенными особенностями, большинство из которых вызваны специфическими признаками, выделяющими договор поставки из общего ряда гражданско-правовых договоров купли-продажи. Эти признаки или особенности позволяют арбитражным судам квалифицировать отношения сторон как поставку и применять нормы о договоре поставки, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара системе в тексте документа. Вышеназванное правило содержится в постановлении Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» [5].
     К сожалению, указанные особенности оказались утрачены в ГКРФ, что резко свернуло и принизило возможности договора поставки. Модель договора поставки в ее нынешнем виде стала малопродуктивной, она не имеет четкого функционального предназначения.
     В настоящее время отличия договора поставки и купли-продажи определяются, прежде всего, составом лиц, способных выступать в качестве поставщиков (в договорах поставки) и продавцов (в договорах купли-продажи).
     «В настоящее время сохраняется тенденция к применению договора поставки для регулирования отношений крупномасштабного и долговременного характера, отношений между отраслями хозяйства и регионами. Достаточно указать на группу законов о поставках для государственных нужд, на периодически издаваемые постановления Правительства РФ о поставках товаров в районы Крайнего Севера, поставках техники, горючего, химикатов для нужд сельского хозяйства и др.»[13,96].
     В указанных актах отражается общая предназначенность поставки для налаживания фундаментальных между отраслями хозяйства, а также отношений производственной кооперации, когда предприятия устойчиво сцеплены между собой процессами переработки сырья и материалов, обеспечения комплектующими узлами и деталями. Кооперационные связи головного производителя и смежников, сырьевых внутренней и перерабатывающих предприятий - это всегда поставка, но не купля-продажа.
     Существует объективно проявляющаяся необходимость в договоре, организующем крупномасштабные, долговременные отношения по обеспечению сырьевыми и материальными ресурсами и реализации готовых товаров. Это предполагает существенную переработку норм ГКРФ о договоре поставки.
     Договор поставки должен регулировать никак не упорядоченные сейчас отношения долгосрочного характера, обеспечивая длительное хозяйственное сотрудничество субъектов по реализации ресурсов, организацию иных крупномасштабных связей. В договоре поставки наряду с вопросами реализации товаров должны находить решение связанные с нею задачи производственного, технологического и организационного характера. Установление возможности воздействия покупателей на хозяйственную деятельность поставщиков призвано обеспечивать последовательное улучшение конструктивных характеристик, качественных показателей изделий на основе внедрения новых технологий и материалов сопровождаются в целях превращения наших товаров в конкурентоспособные на внешнем рынке.
     Степень научной разработанности темы исследования. Договор поставки является одним из тех, которым уделяется недостаточно внимания в отечественной юридической науке. Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области правого регулирования договора поставки разрабатывались целой плеядой известных ученых. Наука гражданского права уделяла достаточное внимание о исследованию особенностей договора поставки, что находит свое отражение в диссертациях, научных статьях, главах учебников и других работах, число коих велико, поэтому целесообразно отметить лишь некоторые из них: Д.И. Мейер («Русское гражданское внутренней право»), Г.Ф. Шершеневич, Кучер, А.В. Яровой и многие другие.
     Все сказанное выше подчеркивает необходимость детального изучения названных проблем, подтверждая актуальность темы настоящей квалификационной работы.
     Объект: общественное отношение по установлению, осуществлению и прекращению деятельности между поставщиком и покупателем в договоре поставки. 
     Предмет: рассмотрение современного состояния правовых основ договора поставки по гражданскому законодательству РФ и его роли в рыночной экономике.
     Цель: настоящего исследования состоит в изучении понятия и особенностей договора поставки, также выявлении дискуссионных вопросов, выработки необходимых рекомендаций законодателю для е устранения проблем, связанных с применением норм по договору поставки.
     Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
     - рассмотреть общеисторические и теоретические аспекты правового регулирования договора поставки;
     - исследовать элементы м договора поставки и его заключение;
     - проанализировать общие проблемные аспекты договора поставки и ответственность сторон по договору поставки.
     Структура выпускной квалификационной работы предопределена целью и задачами исследования и состоит введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1. Общеисторические и теоретические аспекты правового регулирования договора поставки
     
     1.1. Происхождение договора поставки в российском гражданском праве
     
     «Решение вопроса о происхождении договора поставки следует начать с обращения к истокам современного права многих государств, а именно к римскому праву, в котором договоры купли-продажи ("emptio - venditio") не дифференцировались на виды»[3,104].
     «Emptio-venditio - это договор, и по которому одна сторона - продавец (venditor) обязуется передать другой стороне - покупателю (emptor) в собственность определенную вещь - товар (merx) в спокойное первой владение, а другая сторона - покупатель обязуется уплатить ему за нее определенную денежную сумму - цену (pretium)«[3,96].
     Существенными элементами договора являлись товар и цена. Государства континентальной и англосаксонской правовых систем также не знали и не знают поставки как отдельного вида купли-продажи [3].
     В данных государствах существует договор купли-продажи, согласно которому одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне в собственность какую-либо вещь, а другая сторона (покупатель) обязуется принять купленную вещь и уплатить покупную цену [5].
     «Законодательное закрепление института договора поставки, регулирующего отношения поставки между государственными предприятиями, существует в странах бывшего социалистического лагеря, например в Венгрии, также и Монголии, длительное время находившихся под влиянием советского гражданского права»[6].
     Международно-правовые акты, регулирующие договорные отношения, в частности Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля  1980 г Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс 2010", [10] также о договоре поставки не упоминают.
     Понятие "поставка" употребляется в указанных документах, но в других смыслах. Как отмечает Л.Н. Галенская, в "Инкотермс 2010" оно используется, во-первых, для определения, когда продавец выполнил свое обязательство по передаче товаров, во-вторых, для определения обязательства покупателя получить или принять передачу товаров.
     Вместе с тем русскоязычные тексты Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.) и Конвенции о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (Гаага, 22 декабря 1986 г.) оперируют понятием "договор поставки". Данное обстоятельство требует детального анализа и научного объяснения со стороны специалистов в области филологии, мы дать оценку данному обстоятельству не можем.
     Каким же образом договор поставки появился в праве России.
     Когда в России начались поставки для государственных нужд, достоверно неизвестно. Самый ранний акт датирован 1629 г., когда была издана Поручная запись 26 ноября 1629 г., в которой говорится следующее: "...два посадскiе ручаются за двухъ кузнецовъ, такъ же посадскiхъ людей, что онi поставятъ въ казну к рознымъ пищаемъ розныхъ статей ядра 17, 500, и что съ Устюжны имъ нiкуда не сбежать. В случае неiсполненiя договора на порутчикахъ пеня... а пеня, что Государь укажетъ...".
     Следует обратить внимание на слово "поставить". Не купить-продать, а именно поставить ядра (представить, преподнести, а не продать). Тем самым подчеркивалось подчинение посадских людей государю, верховенство его власти.
     Казенные поставки, осуществлявшиеся в то время, характеризовались следующими признаками:
     1) могли носить безвозмездный характер (государство обязывало поставить какое-либо благо, но ничего не предоставляло  взамен);
     2) являлись  обязательными для некоторых лиц, но приветствовались и добровольные подряды и поставки;
     3) неисполнение казенных поставок наказывалось административными и уголовными санкциями [13,96].
     В "Юридических записках" П. Редкина отмечается, что отношения по казенным поставкам существовали в обычаях задолго до Поручной записи 1629 г.,[3]. а значит, можно считать, что поставки и подряды для государственных нужд и соответственно поставка вообще являются исконно российскими правовыми институтами.
     Позднее казенные поставки обрели цивилизованную форму, т.е. стали возмездными, однако не утратили своей главной отличительной черты - наличия государственного интереса в совершении сделки. Кроме того, договоры поставки стали совершаться между частными лицами, действовавшими в своих, а не в государственных интересах.
     Действовавшие до 1917 г. Свод гражданских законов [13] и Положение о казенных подрядах и поставках подробно регламентировали порядок составления договоров казенных поставок, требования к содержанию договоров и их исполнению.
     В науке гражданского права возникла необходимость научно обосновать, чем поставка отличается от остальных видов купли-продажи, тем более что в других странах все договоры по передаче имущества за плату именовались куплей-продажей. По мнению ученых, эти различия заключались в следующем:
     "a) системы продавец в момент совершения договора купли-продажи должен иметь право собственности на продаваемую вещь, тогда как поставщик может не быть собственником в момент совершения договора поставки и в действительности обыкновенно не бывает;
     b) продаваемая вещь должна быть определена индивидуальными признаками, тогда как при поставке вещи определяются лишь количеством и качеством. Поэтому недвижимость, как вещь всегда определенная, не может быть предметом поставки;
     c) в купле-продаже между совершением договора и исполнением его может и не быть предоставление промежутка времени, тогда как для договора поставки он представляется существенным.
     Таковы признаки, выставляемые нашей практикой по необходимости, хотя очевидно, что они вытекают не из существа договоров, а из обыкновенного способа их совершения и исполнения".
     «Профессор Д.И. Мейер при этом констатирует очень также близкое родство договоров купли-продажи и поставки» [15,92].
     В связи с данным выводом можно поставить вопрос о целесообразности разграничения договоров купли-продажи и поставки.
     Для ответа на него необходимо упомянуть о том, что в экономике царской России значительное место занимали казенные заводы, созданные во времена Петра I. Данные заводы не только приносили значительный доход государству, но и осуществляли выполнение государственного заказа и выступали получателями продукции, поставляемой для государственных нужд [13,96].То есть государство в этих отношениях являлось собственником поставщика продукции, получателя и самой продукции. Исходя из указанного триединства государства, можно констатировать, что эти отношения не являлись куплей-продажей, а были именно поставкой.
     Революция 1917 г. повлекла за собой масштабные изменения в гражданском законодательстве, однако институт поставки был не только не упразднен, но и получил дальнейшее развитие.
     По окончании Гражданской войны и при переходе к новой экономической политике (нэп) был принят Декрет от 27 июля 1923 г. "Положение о государственных подрядах и поставках", определявший понятие "государственная поставка", отличительными признаками которой являлись:
     - покупатель - государственное учреждение или предприятие;
     - сумма сделки - более 5000 рублей;
     - срок поставки товара - должен превышать две недели со дня заключения договора [17].
     В Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. поставка выделена в самостоятельную главу, что свидетельствует об убеждении законодателя в том, что договор купли-продажи и договор поставки - это два самостоятельных договора, поскольку в советский период государство было собственником предприятий и производимой ими продукции.
     В соответствии со ст. 258 ГК РСФСР 1964 г. по договору поставки организация-поставщик обязывается передать в определенные сроки или срок организации-покупателю (заказчику) в собственность (в оперативное управление) определенную продукцию согласно обязательному для обеих организаций плановому акту распределения продукции; организация-покупатель обязывается принять продукцию и оплатить ее по установленным ценам; договором поставки является также и заключаемый между организациями по их усмотрению договор, по которому поставщик обязуется передать покупателю продукцию, не распределяемую в плановом порядке, в срок, не совпадающий с моментом заключения договора.
     Таким образом, ключевыми признаками договора поставки в СССР являлись
      1) наличие планового акта распределения продукции; 
     2) специфический субъектный состав.
     В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГКРФ) договор поставки включен в гл. 30 "Купля-продажа". Статья 506 ГКРФ определяет договор поставки как договор, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     Необходимо отметить, что правоприменительная практика смешивает договоры купли-продажи и поставки. Так, ООО "Автотехника", осуществляющее продажи легковых автомобилей, называет свои типовые договоры купли-продажи автомобилей с частными лицами договорами поставки. Здесь налицо влияние прошлых лет, договорной традиции, либо на квалификацию договора оказало влияние наличие в договоре условия о сроке, в течение которого покупателю будет передан автомобиль.
     Представляется, что в современных условиях наличие института поставки в российском праве тесно связано с существованием государственных и муниципальных унитарных предприятий.
     Данные юридические лица выступают в указанных отношениях государственными заказчиками, поставщиками и покупателями продукции, собственником которой является РФ.
     Кроме того, государственные предприятия и учреждения приобретают товар не в собственность, а во владение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а право собственности на данный товар будет принадлежать государству.
     Соответственно отношения, связанные с передачей товара за определенную денежную сумму, в которых в качестве покупателей участвуют указанные специфические субъекты, являются отношениями поставки, поскольку к данным отношениям не могут быть применены общие правила о договоре купли-продажи, когда товар переходит в собственность покупателя.
     
     
     
     1.2. Общие вопросы правового регулирования договора поставки
     
     Правовое регулирование поставки товаров обладает существенными особенностями, большинство из которых вызваны специфическими признаками, выделяющими поставку из общего ряда договоров купли-продажи. Эти особенности или признаки позволяют арбитражным  судам квалифицировать отношения сторон как поставку и применять нормы о договоре поставки, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа. Указанное правило содержится в постановлении Пленума ВАС РФ№ 18.
     Договор поставки - один из наиболее распространенных видов договоров, используемых в коммерческом обороте.
     Начиная с середины XVIII века договор поставки является неотъемлемой частью российского законодательства. Законодательное регулирование этого договора изменялось и зависело от многих факторов, в том числе экономического и социально-политического характера. В настоящее время, принимая во внимание действие общего принципа построения Гражданского кодекса РФ, правоотношения поставки подлежат регулированию в следующей последовательности: сначала применяются специальные правила о договоре поставки (ст. ст. 506 - 534 ГКРФ); при недостаточности таковых - общие положения о купле-продаже; далее - общие положения о гражданско-правовом договоре, об обязательстве и сделках. Основным правовым источником для договора поставки служат нормы гл. 30 ГКРФ
     А.С. Комаров, опираясь на свой опыт и практику МКАС при ТПП РФ, отмечает, что нормы Гражданского кодекса РФ (ГКРФ), регулирующие куплю-продажу, применяются достаточно успешно. Это потому, что при их формировании большое внимание уделялось международным актам: Венской конвенции 1980 г., Принципам международных воздействие договоров УНИДРУА
     В.С. Романец отмечает, что нормы Общей части ГКРФ могут применяться для регламентации обязательств по поставке только в том случае, когда они не противоречат общим положениям о купле-продаже, применяемым к договору поставки. Договор поставки как вид договора купли-продажи подчиняется общим положениям о купле-продаже, включенным в параграф 1 гл. 30 ГКРФ. Вместе с тем  договор поставки регулируется нормами параграфа 3 той же главы. Данное утверждение подтверждается примерами из судебной практики арбитражных судов различных инстанций (первой, апелляционной кассационной).
     В параграфе 3 гл. 30 ГКРФ можно выделить три вида норм:
     1) нормы, регулирующие отношения по договору поставки иначе, чем нормы общих положений;
     2) нормы, дополняющие или е частично изменяющие  правила, установленные этими положениями;
     3) нормы о договоре поставки, структурно отсутствующие в общих положениях о купле-продаже, но имеющие общее значение.
     К первому виду норм относятся нормы, которые называют специальными, имеющими приоритет по отношению к общим нормам и применимыми только к договору поставки - это ст. ст. 511, 512, 517, 518, 519, 521 ГКРФ. Иначе применяются нормы, дополняющие общие нормы о купле-продаже. В таких нормах иногда употребляются другие термины, что, однако, не препятствует их деятельности наряду с общими нормами о договоре купли-продажи. В частности, ст. 510 ГКРФ называется «Доставка товаров» и определяет порядок исполнения договора поставки. Согласно этой норме товар может доставляться поставщиком путем передачи для доставки органам транспорта либо покупатель может по условиям договора получить товар в месте нахождения поставщика. К последнему способу исполнения в параграфе 3 гл. 30 применим термин «выборка». В общие положения гл. 30 ГКРФ включена статья под названием «Момент исполнения обязанности продавца передать товар» (ст. 458), в которой предусмотрены три, а не два способа передачи, а также определен момент исполнения. Вряд ли можно говорить о продвижении упомянутых норм как общих и специальных. Правила, включенные как в ст. 456 ГКРФ, так и в ст. 510 ГКРФ, применяются к договору поставки одновременно, в совокупности, несмотря на определенные различия в терминологии и содержании норм. Статья 510 ГКРФ может рассматриваться  как норма, дополняющая и детализирующая статью 458 поставка ГКРФ.
     «В качестве новых для договора поставки норм можно назвать правила, предусмотренные ст. ст. 520, 522, 524 ГКРФ. Эти нормы, сформулированные применительно к договору поставки, имеют значение и для собственно договора купли-продажи, и для отдельных его видов. Поэтому следует присоединиться к высказанному М.Г. Розенбергом мнению, согласно которому при отсутствии общих норм в параграфе 1 гл. 30 ГК возможно применение указанных норм к сходным отношениям по другим видам договора купли-продажи по аналогии закона, используя ст. 6 ГК»[16].
     На наш взгляд, значение общих положений гл. 30 ГКРФ изыскание особенно велико именно для договора поставки. В параграфе 3 гл. 30 ГКРФ отсутствуют нормы о таких важных условиях этого договора, как количество, ассортимент, качество, комплектность товара, цена, расчеты и др.
     Следует отметить еще одну особенность правового регулирования договора: при анализе ряда норм параграфа 3 гл. 30 ГКРФ, регламентирующих отношения поставки, прямо усматриваются нормы императивного характера, например:
     1) в нормах п. п. 2 и 3 ст. 509 ГКРФ отдается приоритет экономическим интересам поставщика, т.е. законодателем защищаются его интересы в отношениях поставки, независимо от того, предусмотрели или нет в договоре поставки условия «о сроке направления отгрузочной разнарядки». При отсутствии в договоре условия о сроке направления отгрузочной разнарядки действует императивная норма, согласно которой отгрузочная разнарядка «должна быть направлена поставщику не позднее чем за 30 дней до наступления периода поставки», а в случае «непредставления покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок» поставщику дается право отказаться от исполнения договора или потребовать от покупателя оплаты, а также потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 509 ГКРФ);
     2) в ряде норм отдается приоритет экономическим интересам покупателя, например в п. 3 ст. 511 ГКРФ, согласно которому «покупатель вправе, уведомив поставщика, отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена, если в договоре поставки не предусмотрено иное». Нормы п. 2 ст. 512 ГКРФ указывают, что «поставка товаров одного наименования в большем количестве, чем предусмотрено договором поставки, не засчитывается в зависимости недопоставки товаров другого наименования, входящих в тот же ассортимент, и подлежит восполнению, кроме случаев» согласия покупателя. Согласно нормам п. 1 ст. 520 ГКРФ при определенных условиях покупатель вправе  приобрести не поставленные ему товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.
     «Таким образом, ГКРФ, регулируя отношения института поставки, предусматривает защиту интересов, как поставщика, так и покупателя. По нашему мнению, одним из основных проблемных вопросов правового регулирования договора поставки является тот факт, что по-прежнему действует ряд постановлений, инструкций, разъяснений  Госарбитража СССР, принятых еще в 60 - 80-е  годы прошлого столетия, которые учитываются и применяются в настоящее время арбитражными судами при рассмотрении споров, а также сторонами при регламентации условий поставок»[16]. Однако уже имеются научные и практические наработки по их обновлению, т.е. принятию соответствующих современных системы правовых актов, которые бы заменили устаревшие правила законодательства прошлого советского периода, не соответствующие современным экономическим реалиям.
     Стороны в договорах поставки, а также суды при рассмотрении конкретных споров продолжают применять отдельные нормы:
     - Положений «О поставках продукции производственно-технического назначения» и «О поставках товаров народного потребления», относятся Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. № 888 «Об утверждении Положения о поставках продукции производственно-технического назначения, Положения о поставках товаров народного потребления и Основных условий регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций»;
     - Инструкций «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», утвержденной Постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6, с изменениями на 14 ноября 1974 г.; «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденной Постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7, с изменениями на 14 ноября 1974 г.; далее по тексту - Инструкции П-6, П-7; и «О хозяйственных спорах, связанных с уничтожением или порчей продукции, товаров, возвратной тары» (утвержденной Постановлением от 15 декабря 1989 г. № И-1-3 Государственного арбитража СССР) и др.
     Такой же вывод можно сделать исходя из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 (п. 4). Правомерность использования в качестве условий договора поставки положений вышеуказанных подзаконных и судебных правовых актов советского периода, а также учета их в судебной правоприменительной практике при рассмотрении споров по договорам поставки указаниями Высшего Арбитражного о Суда Российской Федерации как товаров третьей ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ).
     Согласно данному разъяснению Пленума ВАС РФ (п. 4) допускается применение условий вышеуказанных Положений в той части, в которой они не противоречат Гражданскому кодексу РФ, и если в договоре поставки на них сделана ссылка. Также стороны могут применять в качестве согласованных условий договора поставки правила, содержащиеся в особых условиях поставки соответствующих товаров, юридически закрепляя их в договоре, то есть, применяя их на практике, т.к. такая возможность прямо указана в ст. 309, п. 4 ст. 421 ГКРФ.
     Например, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 апреля 1992 г. № 7 «О действии инструктивных указаний Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации» указано, что «инструктивные указания Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражного урегулирования сохраняют свое действие на территории Российской Федерации в той части, в которой они не противоречат законодательству Российской Федерации», а в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что «впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации и иные акты законодательства Союза ССР применяются, поскольку они не противоречат части первой Кодекса».
     «Проверка количества и качества товара в - одна из важнейших стадий в процессе установление договора поставки, поэтому уже на стадии заключения договора сторонам необходимо позаботиться об урегулировании порядка приемки продукции, в целях минимизации рисков, связанных с ненадлежащей поставкой. В данном случае применение выше обозначенных Инструкций обусловлено, прежде всего, тем, что в них подробно регламентированы действия поставщика и покупателя по вопросам процедуры приемки товара, что создает определенные гарантии договорных отношений и избавляет стороны от необходимости каждый раз детально прописывать процедуру приемки при заключении договора»[16].
     Однако недостатком Инструкций является наличие ряда положений, неукоснительно соблюдать которые сторонам часто бывает сложно, например короткие сроки приемки товаров, двухэтапность приемки на стадии входного контроля (до вызова поставщика и после), необходимость обращения в бюро товарных экспертиз и ряд иных. Нередко на практике контрагенты пренебрегают отдельными установленными в инструкциях правилами приемки, что чрезвычайно опасно для хозяйствующего субъекта, так как лишает его права предъявлять особенности те или иные претензии.
     Сложившаяся за годы действия данных Инструкций судебная практика показывает, что несоблюдение покупателем даже несущественных формальностей процедуры приемки приводит к отказу в удовлетворении исковых требований по поводу ненадлежащей поставки или отклонения доводов ответчика против иска.
     В заключение хотелось бы отметить: в современных условиях рыночной экономики роль договора как юридического инструмента постоянно возрастает, что, в свою очередь, обусловливает необходимость совершенствования нормативного регулирования договора поставки.
     2. Элементы договора поставки и порядок его заключения
     
     2. 1. Стороны и предмет договора поставки
     
     Первая особенность договора поставки состоит в том, что для этого договора предусмотрен специальный субъектный состав. Субъекты (стороны) договора поставки - это субъекты предпринимательской деятельности.
     Стороны договора поставки определены ст. 506 ГКРФ, где в качестве таковых поименованы поставщик-продавец и покупатель. Фактически договором может предусматриваться, что груз должен быть доставлен не непосредственно покупателю, а указанному им грузополучателю. Кроме того, на практике зачастую в одном лице также не совпадают и поставщик с грузоотправителем.
     Покупателями по договору поставки часто выступают организации, осуществляющие посредническую деятельность, связанную с реализацией товаров. Статьей 509 ГКРФ предусмотрен порядок поставки, в случае если покупатель возлагает исполнение договора на третью сторону - получателя. Третье лицо может быть указано в самом договоре либо путем оформления отгрузочной системы разнарядки.
     «В соответствии со ст. 506 ГКРФ поставщиком может быть лишь лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, то есть систематически занимается на свой риск деятельностью, направленной на получение прибыли от продажи товаров. Такое лицо должно быть зарегистрировано в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГКРФ). Таким образом, в роли поставщика, как  правило, выступают коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на производстве или купле-продаже определенных товаров (некоммерческие организации в могут выступать поставщиками товаров только в случаях, если это й не противоречит их уставной деятельности)»[35].
     Поставщик может либо сам производить соответствующий товар, либо закупать его у своих контрагентов с целью последующей реализации. Однако в случае, если продавец осуществляет предпринимательскую деятельность по поставке товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ№ 18).
     Как правило, товары, отгружаемые по договору поставки, производятся или закупаются поставщиком. То есть поставщик специализируется на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимается их закупками. Договор поставки заключают для обеспечения долговременных поставок, например, медикаментов, медицинской техники и оборудования. Организация работы на основе таких долгосрочных договоров требует установления длительных связей между их участниками. Поэтому в ГКРФ предусмотрены некоторые особенности порядка заключения договора поставки по сравнению с общими правилами заключения договоров.
     Так, ст. 507 ГКРФ предусмотрен специальный порядок урегулирования разногласий сторон на случай, если на стадии заключения договора поставки между поставщиком и покупателем возникнут разногласия в отношении отдельных условий договора. Например, если стороны договорятся о необходимости заключения договора поставки по основным позициям, но при этом между ними возникнут разногласия по отдельным условиям, сторона, получившая предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней после его получения дать ответ. В противном случае она будет обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора (например, с перепрофилированием деятельности в рамках реализации договора другой стороной и т.п.). Вместо тридцатидневного срока законом или договором может быть установлен иной срок.
     Кроме того,  в договоре .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%